Этика нового времени: Бенедикт Спиноза и его пантеизм

Этика нового времени: Бенедикт Спиноза и его пантеизм

Этика Спинозы не то, чтобы уникальна, но, в целом, вместе с его метафизикой образует уникальный и прекрасный сплав.

Можно заметить, что сочинения Спинозы имеют строгий математический характер. Где сначала утверждается некоторая теорема, потом происходит доказательство этой теоремы, и, если это нужно, дается пояснение в виде схолии. Также иногда дается королларий как следствие всей этой логической цепочки.

Связано это с тем, что во времена Спинозы математика считалась главнейшей наукой, имеющей божественный характер. Во времена господства теологии считалось, что природу нужно изучать преимущественно дедуктивными методами, поэтому важно было давать доказательства. Перейдем к его биографии.

Биография Спинозы

  1. Годы жизни:  24 ноября 1632 года— 21 февраля 1677 года.
  2. Родился в Амстердаме, Голландия – самой либеральной и свободной стране того времени.
  3. Предки Спинозы были евреями и жили в еврейской общине. Спиноза был знатоком иудейской учености, но не мог оставаться при иудаизме.
  4. За взгляды на него было совершенно неудачное покушение и дальнейшее изгнание из общины.

Онтология Спинозы

Определения и постулаты играют важную роль в его онтологии. Исходя из них, он и строит свою систему. Поэтому важно ознакомиться с  базовыми постулатами его философии.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. «Под причиною самого себя  (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею.»
  2. «Конечною в своем роде  называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называется конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом.»
  3. «Под субстанцией я  разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться.»
  4. «Под атрибутом я  разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.»
  5. «Под модусом я  разумею состояние субстанции (Substantiae affectio), иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.»
  6. «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т. е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.»
  7. «Свободной  называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой  же или, лучше сказать, принужденной  называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.»
  8. «Под вечностью  я понимаю самое существование, поскольку оно представляется необходимо вытекающим из простого определения вечной вещи.»

АКСИОМЫ:

  1. Все, что существует, существует или само в себе, или в чем-либо другом.
  2. Что не может быть представляемо через другое, должно быть представляемо само через себя.
  3. Из данной определенной причины необходимо вытекает действие, и наоборот — если нет никакой определенной причины, невозможно, чтобы последовало действие.
  4. Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее.
  5. Вещи, не имеющие между собой ничего общего, не могут быть и познаваемы одна через другую; иными словами — представление одной не заключает в себе представления другой.
  6. Истинная идея должна быть согласна со своим объектом (ideatum).
  7. Сущность всего того, что может быть представляемо несуществующим, не заключает в себе существования.

На основании этих определений и аксиом Спиноза и развивает свою дальнейшую философскую систему и приходит к тому, что:

  1. Единственная субстанция, которая может существовать, есть бог, который имеет бесконечное количество атрибутов.
  2. Человек является модусом бога и может определить лишь 2 атрибута бога (телесность, ум)
  3. Единственным свободным объектом является субстанция, а все, что внутри нее является необходимым и несвободным.
  4. Прошлое и будущее одинаково важны. По мнению Спинозы, попытаться менять будущее также глупо, как и пытаться изменить прошлое. Единственным верным взглядом является взглядом бога или взглядом «с точки зрения вечности».

Этика Спинозы

Таким образом, мы подходим к этической части его учения, здесь он постарается сказать, что же нужно делать в такой системе, чтобы благоденствовать и быть счастливым.

  1. Нельзя подчиняться страстям, где страсти – это более сильные аффекты. Классификация аффектов по Спинозе
  2. Только познанием можно приблизиться к богу и соответственно освободиться от власти аффектов. «Высшее благо ума есть познание бога, а высшая добродетель есть знание бога»
  3. Зла в этике Спинозы не существует, поскольку зло не может идти от бога, а соответственно может существовать лишь как неправильное понимание внешних вещей. Неправильно понимание возникает, когда рассматриваешь предметы как отдельные части мира и не рассматриваешь все в целом.
  4. Мудрость заключается в интеллектуальной любви к богу и не требованию этой любви взамен.
  5. Любое желание человека эгоистично и счастье его заключается в реализации этих желаний. «Кто увидит, что то, что он ненавидит, уничтожается, будет чувствовать удовольствие».

В заключении хотелось бы сказать, что этика Спинозы представляет собой некую эволюцию стоической этики. У Спинозы все также находится в необходимости, кроме бога. У него счастьем является познание и укрощение аффектов. Хотя его этика и более обоснована с онтологических позиций. Советую каждому ознакомиться с его трудом, который называется «Этика», ведь в кратком обзоре не передать всей красоты его учения.

7 thoughts on “Этика нового времени: Бенедикт Спиноза и его пантеизм

  1. Женщине не нужно много ума,- так, нам довольно, если попугай отчетливо произнесет хотя бы несколько слов.

  2. На далекие века мы смотрим посредством искусства, а искусство, к счастью, никогда не передает истину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.