Этика Нового времени: Томас Гоббс и его «Левиафан»

Этика Нового времени: Томас Гоббс и его «Левиафан»

Этику нового времени будет открывать Томас Гоббс со своим этико-политическим трудом «Левиафан».  Мы рассмотрим теорию возникновения государства и социального взаимодействия между людьми.

Если говорить в целом об Этике Нового времени, то можно выделить некоторые отличительные черты:

  • Снижение роли церкви и религии, в целом, отход от Христианской теологии;
  • Увеличение значения научного подхода;
  • Переход из феодального строя в капиталистический.

Биография Томаса Гоббса

  1. Годы жизни: 5 апреля 1588 – 4 декабря 1679.
  2. Родился в Англии, Уилтшир.
  3. Воспитывался образованным дядей, хорошо знал классиков и в 14 лет перевел Латинскими ямбами «Медею» Еврипида.
  4. В 15 лет поступил в Оксфорд и обучался логике и философии Аристотеля, учение которого потом критиковал. Об университетской жизни отзывался нелестно и считал, что мало получил от пребывания в университете.
  5. Был свидетелем Английской революции 17 века.  

Онтологические взгляды Гоббса

Для того, чтобы начать изучение этических взглядом мыслителя, нам нужно понять, на каких принципах они строятся. Томас Гоббс был материалистом, он изучал труды Кеплера и Галилея. Он общался со многими видными людьми его времени: Френсис Бэкон, Бен Джонсон, Рене Декарт. С последним он даже вступил в полемику насчет его «Метафизических размышлений», те возражения, которые Гоббс выдвигал против Декарта и ответы на них, были опубликованы вместе с книгой.

Гоббс придерживался концепции детерминизма и был большим поклонником механистической картины мира. Он отрицал всякую возможность свободы воли.

Этика Гоббса

Философ считал, что люди равны от рождения и в естественном состоянии имеют равные шансы обобрать или уничтожить другого человека.

Естественное состояние – это война всех против всех, в этом состоянии человек боится, что другой человек уничтожит его, и поэтому он стремится первым его уничтожить. Оттого автор и говорит: «Человек человеку волк». Здесь страх является определяющей эмоцией.

Так мы можем заметить, что подобная концепция «войны всех против всех» должна привести к полному уничтожению человечества. Поскольку в естественном состоянии нет собственности, нет справедливости, а есть лишь война и желание господствовать, чтобы обеспечить себе безопасность.

Чтобы избежать истребления, людям необходимо подчиниться разуму и объединиться в группы. Так  договор заключается гражданами между собой, и на основе демократического права избирается центральная власть. После избрания центральной власти политические полномочия граждан заканчиваются.

Гоббс также вводит разделение страстей, где:

  1. Усилие – малое начало движения;
  2. Желание – усилие, направленное в определенную сторону;
  3. Отвращение – усилие, направленное в противоположную сторону от чего либо;
  4. Любовь – то же самое, что и желание;
  5. Ненависть – то же самое, что и отвращение;
  6. Воля – окончательное желание или отвращение, выступает как сильнейшая сторона в противоречии между ними.

Философ считал монархию лучшей формой правления, поскольку только при абсолютной власти суверена, где сувереном мог быть только один человек, граждане могут благоденствовать.

Аргументы за то, что монархия лучше партий или других форм правления:

  1. Общее число фаворитов при монархии должно быть меньше, поскольку каждый член совета также может иметь фаворита. А поскольку членов совета больше чем монархов, который всего один, значит, фаворитов при совете может быть больше.
  2. Монарх может слушать советы от кого угодно и при том секретно, а собрание слушает советы только от членов своего собрания и при том публично.  
  3. Может произойти изменение политики или даже случится гражданская война, если при отсутствии некоторых членов собрания, другая партия получит большинство.

Таким образом, принимая за основу механистический детерминизм и нахождение власти в руках монарха, гражданину для получения максимально возможного количества благ  требуется полное подчинение монарху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.